Узнайте первыми, что готовим нам предстоящий год. Аналитические сведения от ведущего эксперта страны!

Наступает 2024 год, и в предверии грядущего, пресс-центр международного сетевого издания Караченков и партнёры, анализируя события в мире, решил провести аналитику грядущего с ведущим Российским экспертом Василием Колташовым *.

* Экономист, директор Института нового общества, телеграм-канал "Политэкономия - Колташов"

На интервью Василий ответил на вопросы Президента Центра правовой поддержки "Караченков и партнёры" Сергея Караченкова.

 

1.Давайте проанализируем и спрогнозируем развитие БРИКС в 2024 и в последующие годы. Сейчас  имеется большое недоверие в политических отношениях между разными государствами на мировой арене.

Вопрос: Как будет строиться политика и как будут происходить процессы взаимодействия между государствами?

Рост значения БРИКС в последние десять лет связан с падением значения G20. «Большая двадцатка» на последних встречах разделилась на «американскую» десятку против десятки других стран.  G20 сделалась дисфункциональна. Резко вырос интерес к встречам и проектам БРИКС. Но тут выяснилось иное, что для США интересно ослабить БРИКС — затормозить формирования на его основе центра принятия важнейших мировых решений. Решающее значение имеет вопрос о валюте БРИКС, но именно тут США дипломатически воздействовали на некоторые правительства участников БРИКС. Вышло так, что одни говорят о том, что вопрос обсуждается и дело надо двигать. Другие уверены, что спешка тут совершенно ненужна, что нужно составить проекты, обсудить на дальних подступах их тонкости и приемлемость для каждой отдельной страны, а уже после делать маленький шаг вперед, но ни в коем случае не говорить о резервной валюте — только о расчетной единице для торговли.

Расширение БРИКС даёт надежду на то, что станет можно реализовывать проекты не клуба, а внутри клуба — не полным участием. Там можно подвинуть некоторые вопросы, и обойти американскую игру. А США действуют просто. Они давят на Китай и торгуют его долями на западных рынках сбыта товаров, и это помогает затруднять прогресс внутри БРИКС и сохранять доллар как резервную валюту №1 в мире. То есть ядра новой политики (не повестки и духа!) пока БРИКС выработать не может. Это задача 2024 года и последующих лет, очень непростая задача.

2. Многие аналитики предсказывают мировой экономический кризис который затронет денежную систему в первую очередь стран Запада, Основываясь на расчётах сохранения энергетического потенциала, т.е. в 2024 году в Европе кончатся запасы газа и есть мнение что конфликт между Палестиной и Израилем возник именно по причине нахождения под землёй огромного ресурса газа, и это искусственно спровоцированный конфликт, который создали мировые эллиты враждебных к России государств.

Вопрос: Какие процессы сейчас происходят в странах Запада, на сколько по Вашему мнению они поучаствовали в создании Палестино Израильского столкновения и что последует из этого в 2024 году?

В мире обострились противоречия между старыми и новыми центрами капитализма — центрами экономического развития. Западные государства привыкли маркировать себя словом «развитые», остальных они именуют развивающимися. Проблема США, их союзников и сателлитов в том, что они скорее стали не развивающимися, даже депрессивными экономиками. А развивающиеся страны — развиваются, их экономика растет, пусть порой и с немалыми трудностями. Запад пытается решить свои проблемы за счет захвата чужих ресурсов, на бывшей советской Украине ли, в Белоруссии ли, в России ли или в Средней Азии. Его стратегия — передел мира с понижением статуса постсоветских стран до колоний, включая упакованные в «незалежность».

Но приближается ли новый большой мировой кризис? Скорее правильно говорить о том, что есть кризисные явления, может быть есть кризис среднего цикла, считая время роста 2020-2022 г. Однако, на Западе мы наблюдаем процессы не кризисные, не временно-циклические, а более серьезные — это деградация. Она касается экономики, общественной сферы и функциональности государства, глубоко изъеденного неолиберальными реформами и кадрами с неолиберальной ценностной сеткой. На этом фоне восстание ХАМАС против Израиля и убийство Израилем мирных палестинских жителей проявление сопротивления попыткам США (Израиль, это их проект) господствовать в регионе. И — демонстрация возможности сопротивления. Потому США так поощряют Израиль и давят палестинцев вместе с ним.

Гегемония США не просто рушится, её нет — происходит масса событий на кои США не могут повлиять или вынуждены не слишком эффективно реагировать. На Украине — просто не эффективно. 2024 год продолжит это процесс расчистки мира для формирования новой системы отношений, где БРИКС будет место очень существенное. Поражения США сделают работу, которую не могут сделать внутри БРИКС дипломаты, уговаривающие скорее продвигать перемены в финансовых, торговых, технологических и иных правилах. Корень всего, это экономические проблемы США. Они возникли из-за неправильной политики борьбы с кризисом 2008-2020 года. Даже просто бездействие регуляторов было бы лучше, чем регулирование такого типа, что спасло все биржевые пузыри, все диспропорции, умножило долго и усилило зависимость экономических структур США от денег правительства и ФРС.

3. Проходит информация о всевозможных заговорах элит, есть и обвинения Всемирного еврейского конгресса, есть и всевозможные сценарии которые могут быть исполнены в ближайшем будущем.

Вопрос: По Вашему мнению Россия всех спасёт и какие из наиболее вероятных сценариев может запустить 2024 год?

Наша победа на территории бывшей советской Украины, даже еще не полная в 2024 году многое изменит в мире. Это будет демонстрация слабости США не в финансовой сфере, а в военно-политической, и силы не только России, но альтернативы. И альтернативного поведения. Главной слабостью России остается её прозападный класс финансистов и неолиберальных экономистов-чиновников, это более серьезная сила, нежели проамериканские политиканы и деятели культуры. Противоядие тут: строить нацию из суммы как бы наций, реализовывать укрепляющую единство страны социальную политику, развивать обрабатывающую промышленность, чистить систему образования от неолибералов (еще и не начинали даже в помыслах), менять финансовые рецепты. Есть бюджетный дефицит, не надо его закрывать ни через рост долга правительства, ни посредством девальвации рубля, как это было в 2023 году.

Иначе надо использовать Банк России, не как банк для банков, а как банк для нужд государства. По этой логике он должен финансировать крупные проекты — обменивая деньги на акции РЖД, например, но получая план строительства в Сибири новых коммуникаций. Правительство могло быть дать для покрытия дефицита бюджета Банку России в аренду или продать те или иные пакеты акций; когда у минфина было много «лишних денег» обменяли же их в Банке России на акции Сбербанка. Теперь снова нужны деньги.

4. Многие эксперты предрекают в 2024 году "Катастрофический голод", при том что во всём мире будет произведена замена денежных активов в цифровые деньги.

Вопрос: Какие процессы произойдут в ближайшем будущем на Ваш взгляд в мире, как будет работать экономика и как будет выстроена система цифровых денег, будет ли мровой голод, имеются ли основания опасаться что будет угроза продовольственной безопасности и на сколько это опасно для России?

Разговоры про голод — спекуляция. Низкие цены на пшеницу исключают такой сценарий, а они есть продукт избыточных урожаев и особенно в 2022 году. Но для голода во многих странах или недоедания есть иная причина, и её не исправить поставками из Украины (любимая тема прогнозирующих голода) – это относительно низкая активность в мировой экономики. Сильный доллар при дорогом кредите, что заслуга ФРС, ЕЦБ и Банка Англии в первую очередь, делает слабыми валюты развивающихся стран, там возникает рост цен и снижается уровень потребления. Вот такая ситуация чревата бедами, и где-то недоеданием широких слоев населения.

5. Трансконтинентальный блок Международного юридического правового Альянса является Мировой организацией которая сейчас формирует новое пространство и объединяет русскоязычное население во многих странах мира и в первую очередь это страны БРИКС.

Вопрос: Способен ли Международный юридический правовой Альянс стать альтернативой ООН и какой функционал необходимо заложить в концепцию организации?

Такая организация может вырасти в зональный — работающий в пределах БРИКС+ проект, обеспечивающий соблюдение права. ООН в плане права слаба из-за Запада, который против международного права, но за «мир основанный на правилах» – неписанных «правилах» изрекаемых американской элитой от случая к случаю во имя её выгоды. Это дикость и произвол. Нужна альтернативная зона законности и её оформление при помощи структур и государственных, и не государственных.

6. Существует мнение что общество интенсивно разделяется на два класса, богатых и бедных.

Вопрос: Как прогресс меняет мир, какое общество сейчас создаётся и на чём бы Вы сосредоточили внимание?

Резюме: Ваш взгляд в будущее и что надо поменять в стране?

В 21 веке финансовые круги, особенно на Западе, показали растущий огромный разрыв между их номинальными состояниями (во многом из-за гигантской капитализации компаний в США) и массой трудящихся — наемных работников, мелких предпринимателей, самозащитных и земледельцев. В 2008-2020 годах была угроза сгорания этих капиталов элиты в значительной мере, но политика западных центральных банков ситуацию вытянула. Этот разрыв есть номинально ныне и он становится больше. Особенно плоха ситуация там, где неолибералы демонтировали или заблокировали социальное государство. Потому, в России первая задача для уменьшения неравенства — развитие социального государства. Это неотделимо от задачи придать рублю наконец устойчивость. Нужно покончить с монетаристскими методами решать любые проблемы и отодвинуть самих этих монетаристов-неолибералов.

Если мы не можем пока создать валюту БРИКС, надо иметь устойчивый сильный рубль. Нужен более смелый экономический протекционизм. Освобождение западной интеллектуальной собственности и национализация патентной политики, чтобы отечественные предприятия были вольны использовать любые технологии недружественных стран законно. Для устойчивости всего процесса изменений просто необходима контреформа образования и науки, глубокая дебюркоартизация этой системы и процессов в ней. Очень нужно очищение от неолибералов и коррупционеров (это часто одно и тоже).

В результате нужно главный упор сделать на подготовку инженерных и технических кадров, грамотных и нужных реальному сектору экономики. Но для этого преподавательский состав не должен утопать в имитационной деятельность — отчетах и написание никому не нужных пустых статей. В образование надо меньше контролировать и особенно тестировать, а больше учить. Это все необходимо для насыщения экономики не «менеджерами мировой экономики», а знающими и самообучающимися людьми. Это снимет дефицит кадров в производстве, на транспорте и технических сервисах. А экономика России расти будет за счет развития обрабатывающего сектора.