Эффективность (лат. effectus — исполнение, действие) — способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий.

Эффективность построения бизнеса основывается на двух важнейших процессах: коммуникативном и торговом. Соответствующими базовыми навыками должны владеть все участники деловых отношений. Как показывает практика, эти интуитивно понятные навыки, вызывают существенные трудности у сегодняшних участников рынка начиная от рядовых исполнителей, до высших руководителей.

Какими навыками должен обладать человек, для того, чтобы быть успешным и эффективным в современном мире? Этим вопросом задаются люди на всех континентах как минимум последние пять тысяч лет! И проблема состоит в том, что кроме сложности самой задачи, предстоит еще и преодолевать сопротивление различных социальных групп, отстаивающих свои узкокорыстные интересы, для которых значимой является как раз обратная задача: максимально разобщить людей, сделать так, чтобы они не просто не понимали, а и не слышали друг друга.

То есть, чтобы каждый слышал, например, только себя, или только своего руководителя, наставника, партийного лидера и т.п.. На незнании и неспособности понять строились и строятся все системы порабощения, манипулирования, влияния.

В начале ХХ в. величайшим достижением молодой Советской Республики было решение задачи обеспечения всеобщей грамотности. Индустриализация конца 20-х – начала 30-х годов 20-го века еще больше подняла планку способности воспринимать и понимать информацию: появилось большое число специалистов, способных общаться не только на естественном языке, но и понимать язык чертежей, математических выражений, физических, химических, биологических законов. Все это открыло возможность лучше понимать не только друг друга, но и самих себя.

Однако, одновременно возникла и новая проблема: знания становились все более узкоспециализированными, время обучения все дольше, а специалисты разных областей знания, разного профессионального и жизненного опыта, разного уровня подготовки стали испытывать все больше сложностей взаимопонимания уже не от недостатка знаний, а из-за их избытка и невозможности за короткое время общения быстро передать их друг другу.

Развитие вычислительной техники и интернета дало новый толчок к поиску способов эффективных коммуникаций. Компьютеры научились переводить с одного языка на другой, и даже в режиме реального времени, но все чаще оказывается проблемой найти переводчика «с русского на русский».

— Погоди, — сказал Корнелий Иванович «Грозный», поглаживая несуществующую бороду. — А что такое бензин?

— Бензин?.. Нефть знаешь?

— Знаю.

— Очисти ее...

— От чего?

— Как от чего? От мазута.

— Не понимаю. Щеткой мне ее, что ли, чистить?

— Для этого специальная промышленность есть... — Тут Ложкин осекся.

— А ты продолжай, — улыбнулся «царь». — Расскажи мне об этой промышленности. И заодно шинную индустрию опиши.

Кир Булычев "Паровоз для царя"

Основными преградами в установлении эффективных коммуникациях оказываются:

  • различный «культурный код»,
  • различия в используемом языке,
  • различный уровень образования,
  • различные направления и уровни профессиональной подготовки,
  • различный жизненный опыт,
  • особенности возрастных и гендерных различий,
  • естественные особенности устройства психики, при которых энергозатраты на проявление раздражения и агрессии существенно меньше, чем на разбирательство в сути вопроса и установление взаимопонимания.

Приходится с сожалением констатировать, что уход от общинной жизни к изолированной (в собственных отдельных квартирах, домах) в семьях, состоящих максимум из трех человек, лишь усугубляет проблему: навык общежития и установления взаимопонимания, который был само собой разумеющимся еще в конце 19-го века и благополучно передавался из поколения в поколение «естественным путем» (т.е. без какого-либо специального обучения), оказался в значительной степени утраченным. Смещение же интересов человека от общественной пользы к индивидуальному потреблению (в угоду крупным и мелким производителям товаров и услуг), еще больше усугубило проблему.

Ещё более сложным навыком (базирующемся на коммуникативном), является торговый навык. Здесь ко всем «прелестям» коммуникаций добавляется еще и умение находить и идти на компромиссы, устанавливать взаимоприемлемую цену (товара, услуги, решения вопроса).

Сегодня кажется удивительным, что каких-то 150 лет назад уверенным коммуникативным (и торговым) навыком обладал практически любой житель села.

Вопросы развития этих навыков составляют отдельное направление педагогики и исследуются уже не одну тысячу лет.

Поиск надежных деловых партнеров оказывается не менее сложной задачей, чем поиск подходящей семейной пары. В более ранние времена, вторую задачу более-менее успешно решали свахи, а первую купцы. Сегодняшние задачи установления качественных деловых связей не помогают решить даже сложные компьютеризированные системы.

— Откуда дровишки?

— Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу. …

— А что, у отца-то большая семья?

—Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой, да я…

— Так вон оно что! А как звать тебя?

—Власом.

— А кой-тебе годик?

— Шестой миновал…

«Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом. Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Н.Некрасов "Мужичок с ноготок"

В этих условия может оказаться полезным опыт установления контактов по программе «Европартнерство», который использовался в середине 90-х начале 2000-х годов для налаживания коммуникаций между представителями малого и среднего бизнеса (России и Европы). Подбор, налаживание и поддержание деловых связей решали профессиональные консультанты-посредники.

В их задачи входило:

  • поиск потенциальных партнеров, подходящих друг другу не только по выполняемым функциям, но и по уровню коммуникативной и торговой культуры;
  • предварительное ознакомление потенциальных партнеров с деятельностью друг друга;
  • подготовка программ первоначальных встреч и налаживание контакта в процессе переговоров;
  • поддержка дальнейшего делового взаимодействия в случае возникновения спорных вопросов;
  • и т.д.

Данная методика нашла свое сегодняшнее развитие в организации системы

деловых клубов. Компания «Караченков и Партнеры» оказывает содействие не только

в подготовке деловых посредников и сопровождении клубных встреч, но и обеспечивает их юридическую

поддержку (исходя из принципа, что конфликт легче предотвратить, чем улаживать его последствия).