Делегаты X Съезда некоммерческих организаций России считают необходимым включить в Конституцию России идеологическую статью

11-13 февраля 2020 года во Дворце культуры Российского государственного социального университета прошел X Юбилейный Съезд некоммерческих организаций России, организованный Общенациональным союзом некоммерческих организаций и Российской муниципальной академией. В мероприятиях в течение трёх дней приняли участие 1124 делегата из всех 85 субъектов РФ, а также зарубежные делегации российских соотечественников и гости из стран СНГ, Европы и Азии.

Делегаты из всех уголков необъятной страны прибыли в столицу нашей Родины с целью обсуждения актуальных проблем и определения ближайших перспектив развития некоммерческого сектора страны.

Благодаря поддержке комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Российского государственного социального университета, Российского Агентства развития информационного общества, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», Лаборатории Касперского, Негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» и Анапской Торгово-промышленной палаты, лучшие представители общественных структур и гражданские активисты, поддерживающие политику и инициативы Президента РФ Владимира ПУТИНА.

Собрались все вместе в Москве и этим еще раз продемонстрировали свою историческую общность и идентичность созидателей нового будущего российского государства, единство тружеников некоммерческого сектора.

Юбилейный Съезд прошел при участии депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей руководства федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, владельцев и менеджеров социально ответственного бизнеса, наиболее авторитетных некоммерческих организаций, известных государственных и общественных деятелей.

К делегатам Съезда с приветственными словами обратились: председатель Организационного комитета Съезда, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, президент Российской муниципальной академии Александр АЙГИСТОВ, депутаты Государственной Думы ФС РФ Наталья КОСТЕНКО и Ильдар БИКБАЕВ, председатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при Государственной Думе ФС РФ Игорь БАБИЧЕВ, председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике Наталья ПОЧИНОК, директор Института философии Российской академии наук Андрей СМИРНОВ, уполномоченный по правам человека в г. Москве Татьяна ПОТЯЕВА, директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Наталия ЗВЕРЕВА, генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ) Александр АГЕЕВ, руководитель представительства Россотрудничества в Скандинавских странах Артём МАРКАРЯН, председатель правления Союза женских сил Инга ЛЕГАСОВА, исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций Анатолий ГАНИН, генеральный директор Фонда социальных инвестиций и инноваций Сергей ГОЛУБЕВ, управляющий делами Российской муниципальной академии Вадим ДЕСЕНКО, директор Русского дома в Копенгагене (Дания) Валерий ЛИХАЧЁВ, народный артист РСФСР Ренат ИБРАГИМОВ и др.

Выступившие перед делегатами известные государственные и общественные деятели констатировали, что Съезд некоммерческих организаций России – это важнейшее событие в стране и в мире, организуемое не только для общественников, но и для органов государственной власти и местного самоуправления, а также для бизнес-сообщества, по итогам
которого, ежегодно делается всесторонний анализ проблем законодательства в сфере НКО, выявляются тенденции развития сектора, предлагаются инновационные рекомендации по совершенствованию различных мер его поддержки.

В своём приветствии делегатам Съезда, генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления Александр АГЕЕВ, подчеркнул, что важнейшим объединяющим звеном в российской цепочке НКО является Общенациональный союз некоммерческих организаций, а сам юбилейный Съезд – несомненно крупнейшее общественное событие, призванное шаг за шагом менять жизнь к лучшему. Один из символов некоммерческого движения России – Атлант – олицетворяет волю, силу и ответственность.

Социальные проблемы и вызовы, по мнению Александра АГЕЕВА, были, есть и будут. Их будет решать наше поколение, решали предки и успешно разрешат потомки. Но в истории социального некоммерческого подвижничества и энтузиазма его герои займут особое место.

«Во-первых, потому что заниматься социальными проектами в условиях торжества духа коммерции – дерзкий и более чем достойный личный выбор каждого.

Во-вторых, перемены бывали много раз в истории человечества и нашей Родины, но нынешний их шквал – особый. Он сулит много возможностей и неисчислимо много рисков. Главный из них – судьба человечности в самих людях. И именно это сохраняют, укрепляют, взращивают, воспитывают своим повседневным трудом, по большей части неприметными, но необычайно важными подвигами все, кто посвящает свою жизнь, таланты, силы некоммерческому движению», – уверен Александр АГЕЕВ.

Директор Фонда региональных социальных программ Вагита АЛЕКПЕРОВА «Наше будущее» Наталия ЗВЕРЕВА была искренне рада, что ее организация выступила главным партнером юбилейного Съезда.

Это мероприятие, по её мнению, является одним из значимых событий для представителей некоммерческого сектора страны: каждый год участники Съезда проделывают большую работу по всестороннему анализу деятельности НКО в сфере правового регулирования, выявляют тенденции развития сектора, предлагают инновационные решения по совершенствованию различных мер его поддержки.

«Предыдущие съезды дали толчок для множества позитивных изменений, которые коснулись регулирования деятельности НКО: была пересмотрена нормативно-правовая база, изменилась грантовая система поддержки, повысился интерес СМИ и бизнеса к этому сектору.

Люди, работающие в некоммерческих организациях, обладают большим сердцем и готовы помогать другим бескорыстно. Пусть юбилейный Съезд станет точкой отсчета для новых свершений и побед», – пожелала коллегам Наталия ЗВЕРЕВА.

Делегаты также дали высокую оценку реализованным за десятилетие проектам и проводимым в рамках Съезда мероприятиям: был создан Общероссийский совет НКО, а затем и Общенациональный союз НКО; Всероссийская конференция ГОСГРАНТ теперь проводится отдельно и живёт своей жизнью, она произвела на свет Всероссийскую школу грантового менеджмента; Общественная премия грантооператорам переросла в Национальную общественную премию АТЛАНТ, присуждаемую за выдающийся вклад в развитие некоммерческого сектора в Российской Федерации; Всероссийский форум Инфо-Общество, превратился в Федеральный конгресс по электронной демократии.

За прошедшее десятилетие делегатами Съезда были инициированы и претворены в жизнь существенные поправки к законам и новые постановления Правительства РФ, появилась в Законе 7-ФЗ об НКО «информационная поддержка», переделана система грантовой помощи НКО, создан единый оператор президентских грантов, почти у всех региональных грантооператоров появилась «обратная связь», по-другому заработали в стране ресурсные центры для некоммерческого сектора, в процессе создания «Портал социальных услуг», Третейский суд НКО и многое другое.

Делегаты съездов разных созывов инициировали отмену роуминга, предложили стандарты обратной связи с гражданами на сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, придумали новые удобные учебники по компьютерной грамотности и интернет-коммуникациям для старшего поколения, участвовали в написании новой Стратегии информационной безопасности России, некоторых государственных программ и национальных проектов.

Философские и практические дискуссии, которые велись на протяжении всех трёх дней юбилейного Съезда, смогли, по мнению общественников, определить место НКО в современной России, в совместном конструировании общероссийского пути и государственном строительстве.

Основная цель Х Съезда – сформулировать новую, всеобъединяющую государственную идею, предложить смыслы для государственной идеологии интегративного общества и ее институтов, что в будущем, по мнению делегатов Съезда, даст российскому народу долгожданный и совершенно необходимый импульс к созиданию, как это и было во все времена.

Отмечая сложность экономической ситуации в России, делегаты констатировали, когда особенно тяжело – именно некоммерческий сектор безропотно дополняет, а иногда и заменяет институты власти и бизнеса. Социально ориентированные НКО сегодня становятся сильнейшим мотиватором для эволюционных изменений в мышлении людей, принимающих ответственные решения для государства.

Бурными аплодисментами отметили делегаты пленарный доклад председателя организационного комитета Съезда, президента Общенационального союза некоммерческих организаций Александра АЙГИСТОВА, который привел и проанализировал некоторые ключевые показатели в сфере НКО.

По данным реестра Министерства юстиции РФ, в России всего зарегистрировано более 218 000 НКО. Отечественные социально ориентированные НКО, а их из общего числа 142 тысячи 247 организаций. По сведениям региональных общественных палат, количество работающих, активных НКО не превышает 15–20% от их общего числа, то есть примерно 25 000.

Тем не менее, по государственной статистике, российские НКО, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, уже сейчас предстают наиболее значимыми в сфере детских и молодёжных инициатив (более 7 000), в сфере здравоохранения (более 13 000), в культурной сфере и сфере межнационального сотрудничества и сохранения традиций (более 22 000), в сфере благотворительности (более 25 000), образовательной сфере (более 28 000), в области духовно-нравственного и патриотического воспитания (около 30 000), в сфере здорового образа жизни, физкультуры и спорта (более 29 000), в сфере социальной поддержки и защиты граждан (более 35 000).

По мнению Александра АЙГИСТОВА, для усиления активностей сегодня нужны прочные горизонтальные и вертикальные связи внутри самих НКО. Чтобы укреплять свои позиции, добиваться положенных по 7-ФЗ «Об НКО» финансовой, имущественной, информационной, образовательной и административной поддержки, некоммерческие организации должны активно создавать саморегулируемые институты по защите своих интересов на муниципальном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях. Необходимо продолжить объединение не только по географическому признаку, но и по сферам деятельности, по типам благополучателей, по позиции.

Президент Общенационального союза некоммерческих организаций напомнил делегатам, что в майском Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент РФ Владимир ПУТИН подчеркнул необходимость принятия мер, направленных на укрепление местного самоуправления. Он отметил
необходимость создания современной среды для жизни, развитие городов и сельских территорий, решения инфраструктурных проблем и внедрения таких решений, которые способны вывести на новый уровень эффективность государственного и муниципального управления, на создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. А чтобы достичь этих результатов, необходимо создание понятной, удобной и комфортной системы взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином.

Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что именно с этих позиций следует рассматривать направления дальнейшего развития как местного самоуправления, так и некоммерческих организаций:

«Некоммерческие организации и гражданские активисты, выражающие мнение больших и малых групп населения, безусловно стремятся делать что-то нужное, полезное. У них немало конструктивных идей, предложений, и главное – есть желание воплотить их в жизнь. Очень важно, чтобы со стороны власти было такое же встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп.

Лучшие негосударственные проявления общественной жизни граждан зарождаются и реализуются именно в местных сообществах, образующих основной базис гражданского общества, поэтому востребованность новых подходов взаимодействия власти и общества, предлагаемых некоммерческими организациями России, возрастает с каждым годом.

Эффективным институтом гражданского участия жителей в решении вопросов местного значения могут стать, например, муниципальные общественные палаты, которые могут создаваться в инициативном порядке, как некоммерческие организации, из представителей гражданских активистов и населения по Законам 7-ФЗ «Об НКО» и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При Общенациональном союзе некоммерческих организаций 12 июня 2019 года создана и успешно работает Федерация муниципальных общественных палат России, созданных по принципу реального лидерства», – заявил Александр АЙГИСТОВ.

Делегаты Съезда поддержали своего лидера и предложили на уровне Российской Федерации и субъектов РФ создать сеть центров для взаимодействия институтов гражданского общества с органами муниципальной власти, которые могли бы находиться как на базе ресурсных центров, так и на базе представительств общероссийских некоммерческих структур, а также быть самостоятельными подразделениями.

Исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций Анатолий ГАНИН сообщил делегатам, что Союз НКО, объединяющий шеститысячную армию российских общественных структур,
включая Федерацию муниципальных общественных палат России и все региональные подразделения Российской муниципальной академии, уже предоставил свою консолидированную площадку для объединения всех непартийных прогрессивных структур, подключив Общенациональную ассоциацию территориального общественного самоуправления, неформализованные земские сходы, группы территориальных активистов, отдельных граждан и многие ресурсные общественно-муниципальные структуры, взаимодействующие с властью на местах.

Анатолий ГАНИН напомнил делегатам слова Президента РФ Владимира ПУТИНА, который, поздравляя глав и депутатов муниципальных образований с днем местного самоуправления, подчеркнул важность поддержки значимых общественных инициатив, вовлечения жителей в реализацию муниципальных проектов и программ. Такое участие служит развитию гражданского общества, институтов прямой демократии.

Об этом же Президент РФ Владимир ПУТИН говорил и на заседании Совета по развитию местного самоуправления в Кирове: «Муниципальный уровень власти максимально близок к людям, к их реальным заботам, а значит, диалог, стремление получить обратную связь должны быть приоритетом в работе местной власти. Только при постоянном, неформальном, заинтересованном общении с жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и вместе с гражданами добиваться решения насущных задач, строить планы развития. Востребованность таких подходов возрастает с каждым годом».

«Однако, – признал выступивший на Съезде председатель Федерации муниципальных общественных палат России, председатель Общественной палаты города Сарова Нижегородской области Дмитрий СТЕРХОВ, – система местного самоуправления весьма далека от совершенства. Как показывает его многолетняя практика, работы в общественных организациях и с общественными организациями, без активного вовлечения населения на территориях, особенно в небольших городах и сельской местности, решение проблем местного самоуправления невозможно».

Общественный деятель привёл множество примеров, когда приоритеты, которые определяют местные чиновники, и то, что считает приоритетным население не совпадает порой на 90%.

К голосу населения местные власти не прислушиваются и это порождает социально-политическую апатию, неверие в возможность изменить что-то к лучшему, как-то повлиять на условия жизни здесь и сейчас. А ведь именно понятие «справедливость» движет людьми при оценке тех или иных действий местных властей. Между тем, власти часто забывают или не берут во внимание, что справедливость достигается через гармонию интересов всех слоев населения. Может быть, именно поэтому сегодня всё больше сторонников находит идея возрождения земства.

Дмитрий СТЕРХОВ рассказал, что в Сарове уже более пяти лет работает Общественная палата, созданная по инициативе снизу. Работает реально, в плотном взаимодействии с общественными организациями и населением. Однако, местная власть до сих пор старается «не замечать» этой организации, поскольку она ей не удобна, поскольку она, транслируя мнение населения, довольно часто входит в противоречие с решениями и делами местной власти.

Местные чиновники отчего-то не в состоянии осознать, что никакая стабилизация, никакое укрепление общественной жизни и изменение взаимоотношений в связке «власть – народ» без целенаправленного участия самих народных масс, без экономической и социальной самостоятельности территорий и их населения – невозможны. Что только реальное общественное самоуправление может развить и укрепить в народном самосознании чувство исторической ответственности за свой край, малую родину, а значит, и за страну, за судьбу Отечества.

Анализируя опыт работы Федерации муниципальных общественных палат России, Дмитрий СТЕРХОВ сделал некоторые выводы о состоянии участия населения в местном самоуправлении на муниципальном уровне в городах и посёлках с населением 30 000 – 300 000 жителей.

1. Единой общероссийской организации, которая занималась бы проблемами, защитой интересов, изучением и координацией деятельности НКО муниципального уровня в целом – не имеется. Всевозможные общественные организации всероссийского уровня единой системы влияния на НКО как государственный институт не имеют.

2. Имеется огромное количество потенциально активных граждан, которые не входят в НКО и не принимают активного участия в местном самоуправлении, поскольку не видят возможности влиять на реальное улучшение качества жизни здесь и сейчас. Бюджеты муниципалитетов принимаются фактически без учёта мнения населения.

3. Связи между НКО муниципального уровня слабы или отсутствуют.

4. Связи по принципу «власть – общество – бизнес» на муниципальном уровне слабы или отсутствуют.

Делегаты Х Юбилейного Съезда некоммерческих организаций России во многом согласились с Дмитрием СТЕРХОВЫМ. Сравнивая вертикаль власти и всероссийские общественные организации, работающие с НКО, как с «крупными артериями и венами», то к их работе претензий высказано практически не было. Однако, по мнению делегатов Съезда, в жизнедеятельности организма очень важна «капиллярная система», а вот она как раз и не развита.

Часто работники местного самоуправления (МСУ) становятся своего рода «тромбами» в коммуникационной системе «власть – общество». Что и приводит к застою общественного участия в местном самоуправлении, к падению активности граждан и их доверия к власти. Местные власти такое положение зачастую устраивает, поскольку позволяет «жить тихо», без излишних хлопот. Чтобы сохранить эту ситуацию чиновники МСУ лишь имитируют работу с общественностью.

Дмитрий СТЕРХОВ, участвуя в дискуссии, заявил, что модель Федерации муниципальных общественных палат России, опробованная в Сарове, по своей сути – реинкарнация земства.

В дореволюционной России городские и земские управы состояли всего из нескольких человек, но их дополняли, во-первых, целая система попечительских советов, а во-вторых, многочисленные специалисты – профессионалы в различных сферах жизнеобеспечения населения. По такому же принципу работают и муниципальные общественные палаты, члены Федерации: есть несколько наиболее активных авторитетных членов, исполнительный комитет, а вокруг масса поддерживающих палату общественников – специалисты, профессионалы в разных областях жизнедеятельности, грамотные эксперты, входящие в рабочие группы по направлениям.

Отвечая Дмитрию СТЕРХОВУ, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, президент Российской муниципальной академии Александр АЙГИСТОВ сказал, что в стране, безусловно, необходима реформа местного самоуправления, и здесь мы должны учитывать бесценный земский опыт Российского государства.

Поддерживая предложения председателя Федерации муниципальных общественных палат России, Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что сегодня необходима тщательная разработка законодательных инициатив, касающихся прав населения на участие в самоуправлении на местах.

Нужна реорганизация системы местного управления в смысле определения зон ответственности федеральных властей и МСУ, опять же с учётом возможности принимать решения самим населением в вопросах, касающихся местных проблем. Как раз здесь стоило бы изучить опыт земств. Также необходима системная и грамотная пропаганда участия населения (особенно молодежи) в жизни и управлении своим городом, поселком, домом, посредством участия в местном самоуправлении, развитие культуры и традиций реального народовластия. Это даст возможность через практическую работу готовить кадры на более высокие посты, повышать профессиональный уровень субъектов МСУ, а главное – повышать уровень
социальной ответственности каждого гражданина не только за себя, но и за соседа, за микрорайон, город, страну.

Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ также напомнил, что делегаты съездов разных лет многократно говорили о необходимости создания новой всероссийской устойчивой инфраструктуры воздействия, которая до сих пор отсутствует во всех нынешних политических институтах, чтобы мнение простого человека, обобщенное аналитическими инструментами и обработанное научным сообществом, напрямую воздействовало на его среду обитания.

Общественный деятель рассказал, что на прошлом Съезде делегаты инициировали создание в стране Федерального Народного Совета, негосударственной непартийной общественной структуры, объединяющей прогрессивные некоммерческие силы и граждан, базирующегося на ментальном ядре, в центре которого «Добро», и на идеях свободы, созидания, солидарности, справедливости и самоуправления. Совет должен обобщить стратегическое экспертное видение развития различных отраслей экономики нашей страны с точки зрения её среднестатистического жителя и трансформировать в конкретные прикладные действия и проекты на территориях.

Федеральный Народный Совет, по мнению общественного деятеля, это – новая широкая и открытая коалиция общественных объединений, движений и сообществ активных граждан, прежде всего местных сообществ, призванная через свою организацию, через просвещение и благотворительность, воплощать в жизнь согласованные смыслы, ценности и цели национального развития в соработничестве с большинством народа.

Александр АЙГИСТОВ доложил высокому собранию, что 12 июня 2019 года в День России в Москве создан организационный комитет Федерального Народного Совета, а 13 декабря 2019 года проведена расширенная конференция, на которой обсуждался проект Декларации ФНС, пошаговый план работы и, главное, уникальный механизм его деятельности. Также в процессе организационных действий проведены многочисленные консультации с органами государственной власти и местного самоуправления, территориальными ассоциациями и различными местными сообществами.

Тему Федерального Народного Совета (ФНС) продолжил председатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при Государственной Думе ФС РФ, руководитель аппарата Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь БАБИЧЕВ, который подчеркнул, что у ФНС уже много партнеров – Общенациональный союз некоммерческих организаций, Федеральный экспертный совет по местному и
общественному самоуправлению и местным сообществам (ФЭС), Координационный центр местных сообществ, Изборский клуб, Зиновьевский клуб, Русское комическое общество, Российская муниципальная академия, Российская академия естественных наук, Гильдия социального предпринимательства и многие другие. Проект ФНС призван объединять все разумное, здоровое, патриотичное, деятельное, быть точкой сборки всех творческих сил нашего народа, верных нашей стране и ее цивилизационной миссии.

Государственный деятель сообщил, что ему видится два основных направления движения Федерального Народного Совета.

Первое – «знаниевое». Оно будет развиваться вместе с интеллектуальными партнерами ФНС: Институтом философии РАН, Изборским и Зиновьевским клубами, ФЭС, Российской муниципальной академией, а также вузами, среди которых РГСУ, МГУТиУ (Первый Казачий университет) и др.

Центром этого направления будет постоянно действующий научно-общественный семинар ФНС и Института философии РАН при участии всех перечисленных партнеров. Научными руководителями вместе с Игорем БАБИЧЕВЫМ будут директор Института динамического консерватизма, профессор Виталий АВЕРЬЯНОВ и главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Владимир ЛЕПСКИЙ. Патронат семинара будет осуществлять присутствующий на Съезде директор Института философии РАН, президент Российского философского общества академик Андрей СМИРНОВ.

Миссия этого семинара – развивать основные узлы той мировоззренческой матрицы, которая изложена в Декларации ФНС: о системе смыслов, ценностей и целей соединенной российской цивилизации. И просветительская задача – преодоление кризиса общественного самосознания.

Игорь БАБИЧЕВ сообщил также, что ФНС претендует на создание мировоззренческой матрицы, если угодно – идеологии, соединенной российской цивилизации. Идеологии, которая могла быть сопоставима по своей значимости в нашем веке с той, которую имел марксизм в веке девятнадцатом и двадцатом.

По мнению Игоря БАБИЧЕВА, второе направление – «проектное». Основной проект – устойчивое гармоничное развитие территорий и местных сообществ. Будут формироваться такие проекты на территориях и сопровождать их реализацию, готовить кадры для такой работы, формировать публичные площадки для обмена опытом. Среди них – Московский экономический форум и Межрегиональный форум «Российская провинция», который сейчас готовится в столице российской провинции – Урюпинске 12
июня, в день России и в день Федерального Народного Совета. Есть проекты по поддержке многодетной семьи, которые планируются вместе с Русским космическим обществом, по формированию здорового образа жизни – совместно с Лигой здоровья нации.

Игорь БАБИЧЕВ заявил, что ФНС готов к работе по мировоззренческой и проектной поддержке тех национальных целей и национальных проектов, которые провозглашены и осуществляются Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ. И это, по его мнению, будет поистине всенародная поддержка.

Директор Института философии РАН Андрей СМИРНОВ, рассуждая об идеологии российского общества, посетовал на то, что, по его мнению, в постсоветской России состояние идейного поля такое, что люди будто бы вернулись вспять, в дореволюционное время.

Сегодня мы вновь имеем дело с противостоянием, даже непримиримым антагонизмом либерального европеизма-западничества и псевдопатриотизма. Вопрос о том, как может быть осмыслено и как может быть преодолено это противостояние, сегодня, спустя век после социалистической революции, характеризуется ничуть не меньшей остротой, чем сто лет назад. Опасность, которой чревато такое противостояние, это прежде всего опасность отсутствия понимания самих себя, отсутствия самоопределения.

Необходима длительная, спокойная и взвешенная, кропотливая работа по осознанию самих себя. Ответ на вопрос «кто мы? не может быть дан путем скороспелого отождествления себя с Европой, с Западом, с Востоком или с чем-либо еще. Ответ на этот вопрос возможен только как неспешное выслушивание тех интуиций, которые заявляют о себе «в толще народной жизни», как выражались евразийцы, во всем ходе русской истории. Необходимо вывести за скобки все заклинания о каком-либо «выборе» — европейском или ином, и вместо этого понять, о чем говорит история и культура России, перевести эти интуиции в теоретический дискурс, а затем проверить полученные выводы на материале истории и культуры».

Академик Андрей СМИРНОВ, приветствуя создание в стране Федерального Народного Совета, сказал в заключение, что осмысление российского идеологического пути, это – трудная и неспешная, но совершенно необходимая работа. Россия сможет найти свой путь и сохранит себя, если поймет саму себя, уловив логику в ежесекундном биении пульса своей жизни. Пусть никакой манок очередного «выбора» не прельстит ее. К «выбору», то есть бездумному копированию, склоняются тогда, когда хотят избежать тяжкой работы самопонимания и самоустройства. Только такая работа может дать надежный результат, уверен директор Института философии РАН.

Председатель Экспертного совета Делового клуба Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) Максим ТУУЛЬ, продолжая выступление директора Института философии РАН, считает, что не только Россия, но и весь мир находится в ожидании новой парадигмы развития. На смену существующему однополярному диктату финансовых спекулянтов должна прийти новая этическая система.

Россия, по мнению Максима ТУУЛЯ, один из наиболее вероятных центров духовной силы, который может предложить миру эту новую парадигму. И понимая это, западные партнёры ведут против нас откровенную войну на уничтожение. Они пытаются не только разрушить нашу экономику через навязанную больную финансовую систему, но, самое главное, захватить души и мозги нашего молодого поколения, планомерно вытравливая из них все, что присуще русскому человеку, и внедряя в их сознание чуждую нам мораль. Под угрозой оказалась самоидентификация самого русского народа, национальное самосознание, и, как результат – отсутствие подлинного патриотизма и сдача позиций перед глобальным транснациональным капиталом. А это уже вопрос национальной безопасности.

Общественный деятель подчеркнул, что это хорошо понимает Президент РФ Владимир ПУТИН и поэтому в Стратегии национальной безопасности РФ до 2030 года стратегическими целями являются, в том числе, сохранение и преумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Аналогичные цели и задачи поставлены и в Стратегии государственной культурной политики до 2030 года. Главное внимание здесь должно быть уделено воспитанию и просвещению.

Исправить положение может более активное включение в процесс воспитания, образования и просвещения молодого поколения представителей некоммерческого сектора. Необходимо выиграть эту борьбу за «душу» человека, чтобы открыть дорогу в дальнейшем к пониманию и восприятию им истинных ценностей, желанию жить и работать по совести и заповедям Божьим.

Россия является носителем колоссального культурного наследия, обладающего огромной духовно-нравственной силой воздействия на умы и души человеческие. К тому же Россия обладает уникальным историческим опытом формирования человека, способного и готового к преобразованиям.

По мнению общественного деятеля, глобальная задача некоммерческого сектора, всего гражданского общества – взять все лучшее из этого опыта и постараться воссоздать для наших детей тот социокультурный фон, в котором воспитывались наши родители. И главный инструмент здесь – инновационные социальные проекты НКО и гражданских активистов в культурно-просветительной сфере.

Обсуждаемую проблематику продолжил Главный научный сотрудник Института философии РАН Владимир ЛЕПСКИЙ. Он напомнил делегатам Съезда, что Президент РФ Владимир ПУТИН и Счетная палата РФ дали жесткую критическую оценку результатов и механизмов деятельности исполнительной власти за последние годы. Такая оценка позволяет также сделать вывод, что все социальные формы общественного участия, в том числе и социально ориентированные НКО, не смогли позитивно повлиять на преодоление сложившейся кризисной ситуации.

Ключевой проблемой является фактическое отсутствие в стране стратегического целеполагания. Нет ответов на актуальные вопросы: в каком состояние находится страна; куда мы идем; какие у нас базовые ценности; кто и на основе каких механизмов определяет видение будущего?

Получить ответы на эти вопросы и создать современные механизмы развития страны невозможно без совершенствования форм и технологий общественного участия в обеспечении жизнедеятельности и развития страны, а также совершенствования механизмов взаимодействия социально ориентированных общественных структур с исполнительными и законодательными органами.

А это значит, что перед НКО стоит сложнейшая проблема создания новых форм и технологий работы для обеспечивая реализации широкого спектра функций от обеспечения жизнедеятельности до стратегического целеполагания, а также создания адекватных современным российским реалиям новых форм и механизмов взаимодействия с исполнительными и законодательными структурами. Решение этих задач предусмотрено соответствующей статьей Конституции РФ.

Для решения рассмотренной проблемы требуется создание новых форм организованности общественных механизмов, базирующихся на современных концепциях управления социальными системами, опирающихся на гармонию иерархических, сетевых и средовых механизмов управления.

Подытоживая сказанное, Владимир ЛЕПСКИЙ подчеркнул, что для инициирования и координации процессов совершенствования общественного участия в обеспечении и развитии страны на предыдущем Съезде НКО предложено создание Федерального Народного Совета (ФНС). Академик напомнил, что ФНС находится в стадии формирования и ему нужна поддержка всех НКО страны.