Олег Журавлев – специальный корреспондент,
«Караченков и партнеры»
Олег Журавлев – специальный корреспондент,
«Караченков и партнеры»
С 1 по 8 октября 2020 года в Москве проходил 42-й Московский Международный кинофестиваль. Главный приз «Золотой Георгий» и приз зрительских симпатий присужден российскому фильму Андрея Зайцева, рассказывающему о тяжелых временах 1942 года - «Блокадный дневник». «За создание яркого художественного образа на экране» журналом Instyle призом была отмечена исполнительница главной роли - Ольга Озоллапиня.
«Мы стали думать, что значит Главный приз, и поняли, что его должен получить фильм-послание, важный для каждого из нас. И мы должны помнить, что самый большой грех – уныние и, как сказал герой фильма, мы должны стать лучше и помнить: были времена пострашнее!» – подчеркнул председатель жюри Тимур Бекмамбетов.
Получая заслуженную награду, режиссер «Блокадного дневника» пригласив на сцену Ольгу Озоллапиню, отметил: «Не каждая актриса сможет оставить ребенка и прожить 80 дней на съемках, каждый день, умирая по роли…».
«О Блокаде Ленинграда, самой страшной, в мире сегодня почти ничего не знают. Про Холокост знают, а про нас – нет, и получается, этого как бы не было, страдания ушли как вода сквозь песок. А значит, это может повториться – для нас, наших детей или внуков – еще более страшной ценой» – подчеркнул Андрей Зайцев.
Специального приза жюри и второй по важности награды удостоился турецкий режиссер фильма-антиутопии «В тени» - Эрдем Тепегёз, Кстати, это уже вторая награда Тепегёза в рамках ММКФ. Его предыдущий фильм «Частица» был победителем на 35-м кинофестивале.
Лучшим режиссёром жюри признало британца Риши Пэлэма за его дебютную социально-танцевальную драму «Хильда», а Меган Первис, сыгравшая в картине главную роль, получила приз за лучшее исполнение.
Лучшим исполнителем мужской роли стал режиссер, автор сценария и продюсер комедии «Как сыр в масле» израильтянин Гур Бентвич, удостоившись «Серебряного Георгия».
Жюри Конкурса документального кино присудило главную награду корейскому режиссёру Гванчо Чону за фильм-портрет про одаренного аутичного музыканта «Ноктюрн». В короткометражной номинации победил франко-египетский фильм - «Боюсь забыть твоё лицо» Салеха Алаа.
- Какие параллели можно провести между нашим и показанным в фильме временем?
- Ничего страшного сейчас не происходит. Я бы не назвал наше время даже непростым. По сравнению с тем, что могло бы произойти, что произошло, скажем, в блокаду Ленинграда», когда город погрузился за полгода на миллионы лет назад. И люди тогда писали, что по ощущениям наступили времена ледникового периода. А с нами ничего особенного не происходит. Мы живем в прекрасное время. А с пандемией нам всего лишь пальчиком пригрозили и предупредили, что наверное, вы ребята, как-то неправильно живете. Просто будьте поумнее. Поэтому я не вижу смысла сокрушаться сегодня, потому что с нами могли бы произойти более страшные вещи.
- Какой главный посыл фильма, что Вы хотели донести до зрителя?
- Главное, чтобы не было войны. Чтобы люди осознали, что такое война и как хрупок человеческий мир, который может в один момент разрушиться. Надо научиться ценить то что есть и помнить, что когда-либо было с нами, чтобы не повторять ошибок.
- Какие Ваши планы на будущее?
- На самом деле, это очень давняя история. Сценарий был написан 10 лет назад. И мы снимали фильм «14» про любовь подростков. И вот теперь сняли фильм про блокаду Ленинграда, сценарий которого был уже давно написан. А сейчас, когда четыре года снимаешь про смерть, хочется снимать про жизнь. И у нас предложение снимать фильм «14+». Герои уже выросли. Им по 18 теперь. И тема любви все так же актуальна. Мы от смерти теперь переходим к любви.
- Кто Ваш зритель? Как Вы себе его представляете?
- Любого возраста, кроме детей. Потому что «разговор идет по-взрослому».
- Как Вы относитесь к вошедшей в моду нецензурной лексике в фильмах?
- Я вырос на советском кино. Мне это неорганично. Мне это режет слух. Возьмем Шукшина в его картине «Калина Красная». Мы же прекрасно понимаем, как могут зэки разговаривать. Но ему же не надо мат использовать, чтобы передать какую-то эмоцию. При этом он эмоцию передал так, что мы все чувствуем и переживаем. И я не вижу необходимости использования мата в киноязыке.
- Что Вы пожелаете зрителям?
- Учитесь уважать друг друга и ценить то, что есть. Главное, чтобы не было войны!
- Спасибо за интервью!
Чуковский Корней Иванович
Сказка (стихотворение) «Ленинградским детям»
Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.
Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.
И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Татка наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки,
И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь семьдесят лет,
И все дети, всё дети на свете
Будут называть его: дед.
И до пояса будет тогда
Седая его борода.
Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками,
И чтоб размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости,
- (Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку),
Или тогда же,
- в две тысячи двадцать четвертом году;
- На лавочку сядете в Летнем саду.
Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
маленьком скверике
В Новой Зеландии или в Америке,
- Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
везде, одинаково,
Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
и Кракова -
На вас молчаливо укажут
И тихо, почтительно скажут:
«Он был в Ленинграде... во время
осады...
В те годы... вы знаете... в годы
... блокады»
И снимут пред вами шляпы.