Олег Журавлев – специальный корреспондент,

«Караченков и партнеры»

С 1 по 8 октября 2020 года в Москве проходил 42-й  Московский Международный кинофестиваль. Главный приз «Золотой Георгий» и приз зрительских симпатий присужден российскому фильму Андрея Зайцева, рассказывающему о тяжелых временах 1942 года - «Блокадный дневник». «За создание яркого художественного образа на экране»  журналом Instyle призом была отмечена исполнительница главной роли - Ольга Озоллапиня.

«Мы стали думать, что значит Главный приз, и поняли, что его должен получить фильм-послание, важный для каждого из нас. И мы должны помнить, что самый большой грех – уныние и, как сказал герой фильма, мы должны стать лучше и помнить: были времена пострашнее!» – подчеркнул председатель жюри Тимур Бекмамбетов.

Получая заслуженную награду,  режиссер «Блокадного дневника» пригласив на сцену  Ольгу Озоллапиню, отметил: «Не каждая актриса сможет оставить ребенка и прожить 80 дней на съемках, каждый день, умирая по роли…».

«О Блокаде Ленинграда, самой страшной, в мире сегодня почти ничего не знают. Про Холокост знают, а про нас – нет, и получается, этого как бы не было, страдания ушли как вода сквозь песок. А значит, это может повториться – для нас, наших детей или внуков – еще более страшной ценой» – подчеркнул  Андрей Зайцев.

Специального приза жюри и второй по важности награды удостоился турецкий режиссер фильма-антиутопии  «В тени»  - Эрдем Тепегёз,  Кстати, это уже вторая награда Тепегёза в рамках ММКФ. Его предыдущий фильм «Частица» был победителем на 35-м кинофестивале.

Лучшим режиссёром жюри признало британца Риши Пэлэма за его дебютную социально-танцевальную драму «Хильда», а Меган Первис, сыгравшая в картине главную роль, получила приз за лучшее исполнение.

Лучшим исполнителем мужской роли стал  режиссер, автор сценария и продюсер комедии «Как сыр в масле» израильтянин Гур Бентвич, удостоившись «Серебряного Георгия».

Жюри Конкурса документального кино присудило главную награду корейскому режиссёру Гванчо Чону за фильм-портрет  про одаренного аутичного музыканта «Ноктюрн». В короткометражной номинации победил франко-египетский фильм - «Боюсь забыть твоё лицо» Салеха Алаа.

Интервью с Андреем Зайцевым, победителем 42-го ММКФ

- Какие параллели можно провести между нашим и показанным в фильме временем?

- Ничего страшного сейчас не происходит. Я бы не назвал наше время даже непростым. По сравнению с тем, что могло бы произойти, что произошло, скажем, в блокаду Ленинграда», когда город погрузился за полгода на миллионы лет назад. И люди тогда писали, что по ощущениям наступили времена ледникового периода. А с нами ничего особенного не происходит. Мы живем в прекрасное время. А с пандемией нам всего лишь пальчиком пригрозили и предупредили, что наверное, вы ребята, как-то неправильно живете. Просто будьте поумнее. Поэтому я не вижу смысла сокрушаться сегодня, потому что с нами могли бы произойти более страшные вещи.

- Какой главный посыл фильма, что Вы хотели донести до зрителя?

- Главное, чтобы не было войны. Чтобы люди осознали, что такое война и как хрупок человеческий мир, который может в один момент разрушиться. Надо научиться ценить то что есть и помнить, что когда-либо было с нами, чтобы не повторять ошибок.

- Какие Ваши планы на будущее?

- На самом деле, это очень давняя история. Сценарий был написан 10 лет назад. И мы снимали фильм «14» про любовь подростков. И вот теперь сняли фильм про блокаду Ленинграда, сценарий которого был уже давно написан. А сейчас, когда четыре года снимаешь про смерть, хочется снимать про жизнь. И у нас предложение снимать фильм «14+». Герои уже выросли. Им по 18 теперь. И тема любви все так же актуальна. Мы от смерти теперь переходим к любви.

- Кто Ваш зритель? Как Вы себе его представляете?

- Любого возраста, кроме детей. Потому что «разговор идет по-взрослому».

- Как Вы относитесь к вошедшей в моду нецензурной лексике в фильмах?

- Я вырос на советском кино. Мне это неорганично. Мне это режет слух. Возьмем Шукшина в его картине «Калина Красная». Мы же прекрасно понимаем, как могут зэки разговаривать. Но ему же не надо мат использовать, чтобы передать какую-то эмоцию. При этом он эмоцию передал так, что мы все чувствуем и переживаем. И я не вижу необходимости использования мата в киноязыке.

- Что Вы пожелаете зрителям?

- Учитесь уважать друг друга и ценить то, что есть. Главное, чтобы не было войны!

- Спасибо за интервью!

 

Стихотворение Корнея Чуковского, написанное в ноябре 1944 года, прочитанное Андреем Зайцевым на закрытии 42-го ММКФ

Чуковский Корней Иванович

Сказка (стихотворение) «Ленинградским детям»

Промчатся над вами

Года за годами,

И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы,

Молодые,

А будете лысые вы

И седые.

И даже у маленькой Татки

Когда-нибудь будут внучатки,

И Татка наденет большие очки

И будет вязать своим внукам перчатки,

И даже двухлетнему Пете

Будет когда-нибудь семьдесят лет,

И все дети, всё дети на свете

Будут называть его: дед.

И до пояса будет тогда

Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками

С такими большими очками,

И чтоб размять свои старые кости,

Пойдете куда-нибудь в гости,

- (Ну, скажем, возьмете внучонка Николку

И поведете на елку),

Или тогда же,

- в две тысячи двадцать четвертом году;

- На лавочку сядете в Летнем саду.

Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь

маленьком скверике

В Новой Зеландии или в Америке,

- Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,

везде, одинаково,

Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго

и Кракова -

На вас молчаливо укажут

И тихо, почтительно скажут:

«Он был в Ленинграде... во время

осады...

В те годы... вы знаете... в годы

... блокады»

И снимут пред вами шляпы.