С 27 августа по 3 сентября 2020 года в Москве проходил 13-й Фестиваль польских фильмов «Висла». Площадками для кинопоказов были кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи и кинотеатр «Пять звезд» на Павелецкой.  Были показаны лучшие польские картины в Конкурсе художественных фильмов, представлено жанровое разнообразие в Панораме польского кино, в секции неигрового кино – «Документальная Польша», в ретроспективе - фильмы знаменитого режиссера Януша Маевского, в Проекте «Театр на экране» - показы лучших телевизионных спектаклей, в короткометражной программе – Студия Мунка и Киношкола Кшиштофа Кесьлевского. Состоялись Семейные утренники для всех поколений зрителей и сопутствующие мероприятия, посвященные польской культуре. Вход на фестиваль был свободный, для всех желающих.

Главный приз и приз зрительских симпатий заслужила бытовая драма режиссера Яна Комаса «Тело Христово» с формулировкой «За духовную силу и уверенность забывающим пути к ней».

2 приз достался драме режиссера Яцеха Борцуха «Конец сладкого дня» с формулировкой «За радикальное трикстерство ответа, вызванного мультикультурализмом».

С формулировкой «За национальную силу социального комментария в режиссерском дебюте» 3 приз был присужден социальной драме режиссера Бартоша Круглика, фильму открытия кинофестиваля - «Сверхновая».

Интервью с членом жюри конкурса – Жаном Просяновым. Жан Просянов – Российский журналист, кинокритик, промо-продюсер, член Ассоциации производителей веб-контента, главный редактор kino-teatr.ru, директор по развитию веб-кинотеатра CHILL

- Что Вы пожелаете молодым авторам кино?

- Прежде всего не бояться. Потому что кино – это твое личное высказывание и главное, это найти свой киноязык. Нужно всегда пытаться в своем творчестве идти вперед, искать и находить свое место в этом мире.

- Какие бы параллели Вы провели между нашим и польским кино?

- Все мы вышли из «одной шинели» и какой-то культурный код, какое-то изначальное родство все-равно присутствует. Поэтому обращаюсь, прежде всего, к зрителям – обратите внимание на фильмы восточной Европы, потому что для нас это единый контекст. И в нем мы чувствуем себя комфортно.

- Каковы критерии выбора зрителем «своего» кино?

- Меня часто как кинокритика спрашивают об этом. И здесь я могу посоветовать относиться к каждому фильму  абсолютно серьезно. А как у нас это происходит обычно? Допустим, потенциальный зритель приходит за покупками в торгово-развлекательный центр и там узнает, какой фильм идёт.

Я считаю, что такой поход всегда будет легким разочарованием. Постарайтесь, прежде всего, понять, что это за фильм, кто его делал, постарайтесь почитать о фильме в интернете. Очень важно, какие мысли и контексты будут возникать после прочтения рецензии. И это те самые ориентиры для выбора того или иного фильма для просмотра. По моему мнению, кино, это не совсем то, что происходит на экране, а то, что происходит в Вашей голове, когда вы находитесь в кинозале. Либо это то, что отражается в глазах девушки, которая сидит рядом с вами.

- Ваши пожелания зрителям?

- Нужно идти на фильм с открытым сердцем. Это как встреча и свидание. Отбросьте предвзятость с предрасположенностью. И запомните, если вам на фильме скучно, то это только ваша проблема.

- Правда, что на Польских кинофестивалях скучно никогда не бывает? Все фильмы интересные?

- Это действительно так. На Польских кинофестивалях присутствуют все жанры, кроме «скучного».

- Спасибо за интервью.

Пресс-Центр СМИ "Караченков и партнёры" специальный корреспондент Олег Журавлёв