При сборе пакета документов и регистрации некоммерческой организации нужно по возможности проследить, чтобы в последующие годы не было выявлено несоответствие организационно-правовой формы, заявленной в учредительных документах, той деятельности, которую организация осуществляет. Это может стать причиной серьезных претензий со стороны налоговых и иных проверяющих учреждений. Кроме того, непроработанные учредительные документы могут стать предметом разногласий самих участников некоммерческой организации, чьи собрания станут напоминать семейные споры на коммунальной кухне.

Чтобы преодолеть трудности при регистрации некоммерческих организаций, следует разбираться в тонкостях правовых норм и формировании учредительных документов, регулируемых ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 13.1),

Законом «О потребительской кооперации в РФ», Жилищным кодексом и Гражданским кодексом РФ, Законом «О некоммерческих организациях», Законом «Об общественных объединениях», Налоговым кодексом РФ, рядом других нормативных актов.

Алгоритм действий при регистрации общественной некоммерческой организации в Москве или другом городе России одинаковый:

  1. Сбор и подготовка данных
  2. Подача документов в Минюст, получение документов из Минюста
  3. Получение информационного письма Росстата. Регистрация в Госкомстате является формой статистического учета предприятий.
  4. Открытие расчетного счета
  5. Постановка на учет в социальных и иных фондах

Первый пункт действий для регистрации некоммерческой организации должен включать:

  • наименование организации
  • ее юридический адрес
  • список учредителей
  • размер уставного капитала
  • перечень органов управления НКО
  • виды деятельности, цели
  • используемая система налогообложения
  • подготовка пакета документов

Пакет учредительных документов НКО должен быть представлен:

  • Наименованием организации (с указанием характера деятельности и организационно-правовой формы)
  • Юридическим адресом
  • Описанием предмета и цели деятельности
  • Информацией о порядке управления данным видом деятельности
  • Перечнем прав и обязанностей участников
  • Сведениями о филиалах и представительствах (если они есть)
  • Информацией о порядке приема и выхода участников из НКО
  • Информацией о порядке, который определяет внесение изменений в учредительные документы
  • Сведениями об источниках формирования имущества и порядке его использования
  • В случае необходимости иными сведениями, предусмотренные законодательством