Автор статьи Рустам Раульевич Гумеров, кандидат экономических наук и  учёный Министерства экономомического развития

Провёл очень большую и серьёзную работу, которая может принести огромную пользу человечеству. Мы полностью поддерживаем его труды и содержание нижепредставленной информации.

* * *

Е-mail: gumerovrr@mail.ru

ORCID: 0000–0003–1057–9434

Центр развития программно-целевого управления,

ВАВТ Минэкономразвития России, Москва

Аннотация

Статья посвящена обоснованию перспективного формата сотрудничества стран-членов БРИКС на примере глобального рынка минеральных удобрений и его сегментов, входящих в сферу взаимных интересов стран БРИКС. Современный глобальный рынок минеральных удобрений – сфера сосредоточения стратегических целей устойчивого развития, защиты экономического суверенитета стран-членов БРИКС и ситуативных задач противодействия санкционному давлению со стороны недружественных государств и иным негативным вероятностным событиям. Рестрикции в отношении российской экономики создают барьеры и риски ее перспективного развития, но одновременно они же создают возможности проактивного переформатирования всей архитектуры глобальной экономики. На основе SWOT-анализа позиций стран БРИКС на глобальном рынке минеральных удобрений выявлены точки соприкосновения их национальных интересов и текущих мотивов деятельности на этом рынке, обоснован авторский взгляд на возможности интенсификации и институализации межгосударственного сотрудничества в форме консорциума с широким спектром функций и разветвленной сетевой организационной структурой. Отмечена принципиальная возможность масштабирования сформулированных рекомендаций на другие рынки и виды деятельности.

Ключевые слова: институализация БРИКС; рынок минеральных удобрений; санкции; межгосударственные образования; ВТО; Стратегия экономического партнерства БРИКС

Постановка проблемы. Чего мы ждем от БРИКС?

БРИКС –межгосударственное образование нового типа, стратегически ориентированное на формирование принципиально новой многополярной, сохраняющей все многообразие культур и национальных экономических систем, архитектуры глобальной экономики, как альтернативы сложившемуся несправедливому миропорядку с традиционными центрами влияния Западного мира и разделительных линий «Восток-Запад» и «Север-Юг».

БРИКС принадлежит к относительно новому типу неинституциональных межгосударственных образований, не имеющих учредительных актов, формализованной организационной структуры и прочих явственных институционных качеств. Форматы взаимодействия государств-членов сводятся к ежегодным саммитам, встречам министров иностранных дел и руководителей других министерств и ведомств, встречам экспертных рабочих групп по сотрудничеству в различных сферах и др.. Однако в ряду образований подобного рода БРИКС выделяется уникальным составом участников, расположенныхв разных регионах, накопивших богатый опыт модернизации национальныхэкономик и представляющих пять локальных цивилизаций – латиноамериканскую, православно-славянскую, индийскую, китайскую и африканскую [Кудашова, 2019]. В силу своей уникальности формат БРИКС не подпадает под критерии ни одного из типов региональных интеграционных объединений, разработанных Евразийским Банком развития [Фадеева, 2020].

Отсутствие атрибутивных признаков институциональных межгосударственных структур можно трактовать как слабость БРИКС, поскольку документы, принимаемые на саммитах государств - участников БРИКС, не накладывают на страны-участницы никаких дополнительных конкретных обязательств и не инициирует каких-либо четких, предметных действий.

Несмотря на высокие суммарные экономические показатели стран БРИКС, его международный авторитет на мировой политической арене и вес в глобальной экономике опирается в настоящее время преимущественно, если не исключительно, на авторитет и экономический потенциал её отдельных членов, а не на интеграционные и синергические эффекты этого образования как качественно нового субъекта мирового хозяйства. Некоторые эксперты, в том числе зарубежные, до настоящего времени позиционируют БРИКС исключительно как символическое (гео) политическое образование, не способное генерировать практические идеи и эффекты.

Можно, наверно, признать, что образование БРИК, а впоследствии его преобразование в формат БРИКС имело преимущественно геополитические мотивы.Тем не менее, нельзя отрицать наличие экономических предпосылок для создания этой группы. Известно, что сам термин БРИК был впервые предложен экспертами Goldman Sachs Group еще в 2001 году, за 5 лет до фактического создания самойгруппы в 2006 году.

По мнению аналитиков этого инвестиционного банка, четыре страны начали оказывать возрастающее влияниена мировую экономику ввиду значительного совокупного объема ВВП и высоких темпов его прироста. Позднее, в 2003 году, Goldman Sachs прогнозировал, что к 2050 году страны БРИК посвоему объему превзойдут экономики шести лидирующих стран Запада (тогда страны «Группы шести» — США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия).

В контексте экономических реалий создание БРИКС – это, во-первых, констатация несоответствия между экономическим потенциалом входящих в него стран и их ролью в утвердившейся глобальной экономической и политической архитектуре и, во-вторых, естественный ответ на деструктивные процессы в глобальной экономике последнего времени.

Несколько волн экономических санкций, торговые войны последних лет, деление традиционных торговых партеров на «дружественные» и «недружественные» страны, логистические риски, вскрывшиеся на фоне пандемии и усугубленные «санкционными войнами», стихийно формируют тенденцию к сворачиванию процессов глобализации в его нынешнем понимании и возврату к разумному протекционизму – причем, понимаемому не только в торговом, но и в более широком смысле, как тенденция к выстраиванию новой системы межгосударственных отношений суверенных национальных экономик.

Понятие суверенных, т.е. защищающих национальные интересы, экономик является здесь ключевым. Взаимодействие участников БРИКС основано на точках совпадения интересов, построении консенсусов, возможности проводить собственную политику и сотрудничестве в областях, представляющих безусловный взаимный интерес и выгоды [Ли Юе, 2021].

О позиции России: критический взгляд

Современная архитектура межгосударственных экономических отношений, включая механизмы ВТО, не только не способна купировать угрозы глобальной продовольственной безопасности, но сама генерируют эти угрозы. Несмотря на декларированные ООН глобальные цели ликвидация голода, обеспечения продовольственной безопасности и улучшения питания (сначала в рамках Целей развития тысячелетия, затем- Целей в области устойчивого развития) число голодающих в мире не снижается. Сформировались не только необходимые, но и достаточные предпосылки для переформатирования лицемерной, несправедливой системы мировой торговли, созданной в рамках ВТО.

Позиция России в отношении перспектив БРИКС сформулирована в утвержденной Президентом Российской Федерации Концепцииучастия Российской Федерации в объединении БРИКС и заключается в «постепенной его трансформации издиалогового форума и инструмента координации позиций <…> в полноформатныймеханизм стратегического и текущего взаимодействия», включая возможную институализацию БРИКС с созданием постоянного секретариата.

Процесс институализации уже начат образованием Нового банка развития (New Development Bank, NDB) и Пула условных валютных резервов (Contingency Reserve Arrangment, CRA).

Очевидно, что создание подобного рода институтов – не самоцель, а средство активизацииэкономического потенциала участников БРИКС и синергических эффектов их взаимодействия в областях, представляющих взаимный интерес. В 2019 году страны БРИКС приступили к разработке единой платежной системы BRICS Pay.

По мнению отечественных исследователей, ключевым драйвером формирования NDB и CRA послужили экономические предпосылки, а именно, несоответствие положения стран БРИКС в глобальной системе управления финансами их качественно новой роли в мировом хозяйстве [Овчинникова, 2022] и «стремление создать альтернативу двум институтам бреттон-вудской системы - МВФ и Всемирному банку, эффективность действий которых все чаще вызывает сомнения». [Горбунова и др., 2017]; ресурсы NDB и CRA БРИКС рассматриваются в качестве альтернативы стандартным кредитам Всемирного банка и МВФ [Арапова, Лисоволик, 2021].Согласно ежегодному отчету НБР за 2021 год, к концу отчетного периода Банк насчитывал в своем портфолио 74 проекта общей стоимостью 29,14 млрд долл. США, в том числе – 10 проектов общей стоимостью 5,06 млрд. долл., одобренных в 2021 году.

Вместе с тем, нельзя незаметить явную непоследовательность политики интеграции БРИКС. Так, объединение неоднократно заявляло о своей приверженности нормам ВТО, эта позиция находит поддержку уотечественных исследователей [Ревенко, Ревенко, 2018] Между тем ориентация на нормы ВТО входит в противоречие с нарративом БРИКС относительно назревшей необходимостиреформирования устаревшей международной финансово-экономическую архитектуры, не учитывающей возросший экономический вес стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, придания ей более справедливого, стабильного и эффективного характера.

На встрече профильных министров Группы двадцати в Риме в октябре 2021 г. отмечалось, что все фундаментальные принципы ВТО должны сохраняться, а реформа служит «усовершенствованию ее функций» по облегчению торговых переговоров и обновлению целей мировой торговли. На самом деле, все обстоит с точностью «до наоборот» - продекларированные справедливые цели входят в противоречие с лицемерными, дискредитировавшими себя принципами и механизмами ВТО. В ранних работах автора на примере глобального рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия было показано, как лицемерная концепция «справедливой торговли» ВТО увеличивает разрыв междунаиболее развитыми странами-экспортерами и остальным миром, а соответствующие проблемы только обостряются [Гумеров, 2010; Гумеров 2013].

Вектор развития

Не умаляя важности институализации БРИКС, следует сконцентрироваться на частных стратегиях (в узком смысле слова) экономического взаимодействия стран членов БРИКС и их содержательном наполнении; соответствующие институты будут естественным образом формироваться под конкретные модели, форматы и задачи.

Важно перевести рассуждения и аргументы об экономических преимуществах БРИКС из разряда идеологем в плоскость конкретных форматов и проектов.

Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года выделяет следующие приоритетные направления взаимодействия стран-участниц:

  • Торговля, инвестиции и финансы
  • Цифровая экономика
  • Устойчивое развитие

В отечественных публикациях содержатся предложения по формированию частных стратегий развития БРИКС на базовых направлениях сотрудничества [Новиков, Новикова, 2015; Жариков, Шатская, 2022; Карпович, Герасимова, 2022; Ткаченко, Пискунов, 2022; Шортанов, 2022].

Наше предложение касается разработки и реализации комплексных проектов (программ) принципиально нового типа, в той или иной мере затрагивающих несколько приоритетных направлений и форматов сотрудничества и представляющих очевидный интерес для всех стран-членов БРИКС. Одним из таких проектов может стать проект под условным названием «Минеральные удобренияпротив мирового голода: производство, торговля, использование». Замысел проекта заключается в формировании межрегионального рынка минеральных удобрений, увязывающего, с одной стороны, большие производственные и иные возможности стран-участников БРИКС, с другой - их растущие потребности в использовании минеральных удобрений. Проект вписывается в парадигму БРИКС, согласно которой «страны БРИКС демонстрируют готовность сообща реагировать на новые глобальные вызовы, включая макроэкономические потрясения и финансовую нестабильность, формировать позитивную, сбалансированную и четкую экономическую повестку дня, в том числе в сфере внутри бриксовского сотрудничества», он затронул бы все приоритетные направления взаимодействия стран-участниц, зафиксированные в Стратегии экономического партнерства БРИКС и перечисленные выше.

Ситуация на рынке минеральных удобрений: точки роста и барьеры

Страны БРИКС, с одной стороны, являются самыми крупными экспортерами удобрений в мире, с другой - входят в число их ключевых мировых импортеров. Взаимная заинтересованность в устойчивом развитии рынка минеральных удобрений мотивирует страны БРИКС к усилению совместного контроля этого рынка через новые форматы и институты межгосударственного взаимодействия.

На конец 2021 года емкость мирового рынка удобрений достигла примерно 85,5 млрд долл. Последовательный рост мирового спроса на удобрения в натуральном выражении наблюдался с сезона 2018/19 гг., когда он составил 188,2 млн т (здесь и далее – вес действующего вещества). В 2019/20 он вырос до 191,7 млн т, в 2020/21 – до 203,8 млн т. Поскольку конъюнктура рынка минеральных удобрений попала под воздействие очередного витка санкций и логистических ограничений, международные организации дают неоднозначные прогнозные оценки потребления (спроса) минеральных удобрений в среднесрочной перспективе. Согласно прогнозу Международной ассоциации минеральных удобрений (International Fertilizer Association, IFA), в 2026 году спрос на минеральные удобрения может составить от 194,6 млн т. по пессимистическому сценарию до 211,1 млн т. - по оптимистическому. В первом случае спрос уменьшится на 9,2 млн т, во втором – увеличится на 7,2 млн т в сравнении с уровнем 2021 г.

Дефицит минеральных удобрений является одним из основных факторов риска глобальной продовольственной безопасности. Ранее отмечалась высокая чувствительность сельскохозяйственного производства развитых стран к росту цен на минеральные удобрения и природный газ, являющийся, в том числе, сырьем для их производства [Гумеров, 2022]. Модельные расчеты, проведенные в июле 2022 года, показывают, чтов случае реализации пессимистического сценария IFA снижение применения только азотных удобрений приведет к сокращению мирового производства кукурузы, риса и пшеницы на 1,4, 1,5 и 3,1% соответственно.

Крупнейшие международные организации выделяют следующие факторы риска, способные снизить физическую и экономическую доступность минеральных удобрений в среднесрочной перспективе:

  • санкции в отношении экспорта удобрений из России и Беларуси со стороны недружественных стран;
  • логистические ограничения для российского и белорусского экспорта в дружественные страны;
  • протекционистские меры со стороны таких крупнейших производителей, как Россия и Китай;
  • рост цен на сырье (природный газ, аммиак), ограничивающий возможности производства конечного продукта;
  • дисбаланс цен на минеральные удобрения и сельскохозяйственную продукцию.

Детальное исследование проблем рынка минеральных удобрений не входит в задачи данной статьи, здесь важно подчеркнуть, что страны БРИКС имеют необходимые и достаточные возможности за счет расширения своего контроля этого рынка элиминировать влияние названных факторов, а в перспективе – содействовать динамичному росту производства и использования минеральных удобрений не только в рамках объединения, но и в целом в мировом сельском хозяйстве.

Рынок минеральных удобрений - одна из приоритетных сфер взаимного интереса стран БРИКС, которые присутствуют на всех его сегментах одновременно в качестве крупнейших производителей, экспортеров и импортеров. На долю России, Китая и Индии суммарно приходится 52% мирового производства минеральных удобрений (12, 30 и 10% соответственно на начало 2022 г.), доля России и Китая в мировом экспорте составляет 28% (15 и 13% соответственно). По оценкам, до 80% продаж крупнейших российских компаний-производителей минеральных удобрений (Группа «МХК «Еврохим», ПАО «Уралкалий, ПАО Акрон, АО «ОХК «Уралхим») приходится на экспорт. В сильной зависимости от российских поставок (более 20% импортируемых удобрений) находится около 20 стран. С другой стороны, на долю Бразилии, Индии, Китая приходится 27,1% всего мирового импорта (12,5, 10,4, 4,2% соответственно). Присутствие на рынке Индии и Китая как в составе производителей, так и импортеров объясняется в том числе структурным дефицитом.

Как известно, на мировом рынке присутствуют 3 вида удобрений, разделяющихся по основному действующему веществу: азот, калий и фосфор, а также их различные смеси. В силу неравномерного географического распределения природных ресурсов (природный газ, фосфоритные и калийные руды) в странах и регионах мира рынок минеральных удобрений в высокой степени зависит от условий международной торговли. Особенно это касается рынка калийных удобрений, который носит глобальный характер с присутствием единичных участников-производителей ввиду ограниченности месторождений калийных руд (Канада, Россия, Беларусь).

Таблица 1 демонстрирует наличие тесных связей стран БРИКС на всех сегментах мирового рынка минеральных удобрений, что формирует устойчивую сферу взаимных интересов.

Таблица 1. Позиции стран БРИКС на мировом рынке минеральных удобрений

Источник: Рынок минеральных удобрений: государственное регулирование и санкции. / АО АК «Деловой профиль»; Рынок удобрений. Обзор отрасли и фаворитов в2022 году/Тинькофф Банк

Россия и Китай являются самыми крупными экспортерами азотных удобрений в мире, Бразилия и Индия входят в число их ключевых мировых импортеров. При этом главным поставщиком азотных удобрений для Индии до последнего времени являлся Китай, а в Бразилию основная часть азотных удобрений ввозится из России (около 20% импорта всех азотных удобрений и 100% аммиачной селитры).

Китай и Россия также входят в число крупнейших экспортеров фосфатных удобрений, а Бразилия и Индия – в число их ключевых импортеров. Россия устойчиво входит в тройку лидеров по производству и экспорту калийных удобрений, Бразилия, Индия, Китай – в число крупнейших их импортеров. На долю России приходится 28, 19 и 6% импорта калийных удобрений Бразилии, Индии, Китая соответственно.

Нами проведен предварительный SWOT-анализ предлагаемого проекта, его результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. SWOT-анализ проекта «Минеральные удобрения против мирового голода: производство, торговля, использование»

Политическое руководство стран-членов БРИКС прекрасно понимает значение рынка минеральных удобрений для решения первоочередных задач глобальной экономики, выраженных в Целях устойчивого развития. В частности, премьер-министр Индии Н. Моди на рабочем заседании по продовольственной и энергетической безопасности саммита Группы двадцати на о. Бали (ноябрь 2022 г.) заявил, что «сегодняшняя нехватка удобрений – это завтрашний продовольственный кризис, для которого в мире не будет решения». Президент В. Путин неоднократно критиковал санкции недружественных стран в отношении экспорта российских удобрений, а на расширенном заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества декларировал готовность России бесплатно поставить удобрения развивающимся странам.

Гипотетически контроль странами-членами БРИКС глобального и условного «внутреннего» рынков минеральных удобрений может быть расширен как за счёт простого увеличения числа участников БРИКС (присоединения других государств), так и за счёт вытеснения с рынка предприятий недружественных стран в процессе и в результате конкурентной борьбы.

Как известно, в той или иной форме выразили желание присоединиться к БРИКС Индонезия (22% мирового импорта фосфатных удобрений, 4,5% мирового импорта калийных удобрений), Саудовская Аравия (8% мирового экспорта фосфатных удобрений, 6% мирового экспорта азотных удобрений). В качестве потенциального участника проекта может рассматриваться Республика Беларусь, на долю которой приходится 10% мирового экспорта калийных удобрений.

Сложившаяся конъюнктура рынков минеральных удобрений повышает ценовую конкурентоспособность российских производителей. К примеру, в сезоне 2020/2021 основным производителем азотных удобрений являлась норвежская Yara International с объемом производства 28,4 млн т., что втрое превышало объемы крупнейшего российского производителя ЕвроХим. Приоритетным рынком сбыта продукции компании является Бразилия, на долю которой приходится более четверти выручки, Yara также имеет производство в другой стране-члене БРИКС – ЮАР. В конце августа 2022 года представители компании заявили о сокращении производственного потребления аммиака (промежуточный продукт в производстве азотных удобрений) примерно до 35% прежних объемов своей производственной системы в Европе (эквивалентно 3,1 млн т аммиака и 4 млн т готовой продукции) в результате рекордно высоких цен на газ. Одновременно о прекращении либо существенном сокращении производства в Европе заявили американская CF Industries (закрыла заводы в Великобритании), литовская Achema AB, венгерская NitrogenmuvekZrt., польская GrupaAzoty. По самым скромным подсчетам исследовательской группы CRU Group, производственные мощности по производству аммония, ключевого ингредиента в производстве удобрений, сократились в Европе на 38%. Экспортеры из стран-членов БРИКС, в первую очередь российские, получают потенциальную возможность занять высвобождающиеся ниши, в том числе нарастить поставки азотных удобрений в Бразилию на взаимовыгодных условиях.

Однако, с другой стороны, позиции России на рынках минеральных удобрений могут слабеть в результате введения антироссийских санкций и логистических сбоев. Так, в марте 2022 года на фоне сокращения российского экспорта Марокко удвоил экспорт фосфорных удобрений по сравнению с прошлогодними объемами и имеет шансы закрепиться на этих позициях, поскольку владеет крупнейшими запасами фосфоритной руды (более 70% мировых запасов). Помимо внешних ограничений, на сокращение объемов экспорта влияет квотирование вывоза азотных и сложных азотосодержащих удобрений за пределы ЕАЭС в объеме немногим более 9 млн. т. Минпромторг РФ прогнозирует, что поставки удобрений из России за рубеж в 2022 г. упадут на 10%.

Прямые ограничения в отношении экспорта российских удобрений не вводились; напротив, США даже внесли удобрения в список жизненно необходимых продуктов и исключили их из антироссийских санкционных пакетов. Однако существует разнообразные косвенные ограничения, удлиняющие маршруты и сроки экспортных поставок, а также увеличивающие их стоимость: отказы отдельных логистических компаний (контейнерные перевозчики MSC, Maersk, CMA CGM, финский оператор железных дорог VR Group) и зарубежных страховщиков работать с российскими грузами, а также проблемы с расчетами по договорам из-за санкций против российских банков и боязни зарубежных банков нарушить санкционный режим и самим попасть под вторичные санкции.

Реализация проекта

В целях реализации проекта под условным названием «Минеральные удобрения против мирового голода: производство, распространение, использование» предлагается создать межрегиональный межотраслевой консорциум, в состав которого вошли бы финансовые организации, предприятия различных форм собственности, торговые компании, научно-технических центры, органы исполнительной власти стран-членов БРИКС.

Стратегическими целями создания консорциума являются:

  • обеспечение баланса интересов стран-членов БРИКС (производителей и потребителей) на рынке минеральных удобрений, проведение согласованной ценовой, тарифной политикис дальнейшим распространением принципов и методов его организации на торговые отношения с другими странами;
  • первоочередное насыщение межрегионального рынка БРИКС;
  • повышение устойчивости, предсказуемости межрегионального и глобального рынков минеральных удобрений, в том числе за счет усиления их мониторинга, контроля и управляемости со стороны стран-членов БРИКС;
  • повышениеэкономического плодородия почвы, экологической безопасности, производственной и финансово-экономической эффективности применения минеральных удобрений в странах БРИКС;
  • эффективное скоординированное противодействие нелигитимным санкциям со стороны недружественных государств на глобальном рынке минеральных удобрений;
  • развитие эффективных партнерских отношений между государственным и частным секторами в одном из приоритетных на данный момент секторов экономики.

Для реализации проекта предлагается создать межгосударственную управляющую компанию (УК) в составе нескольких департаментов, в рамках которых будут решаться конкретные задачи по достижению проектных целей, а взаимодействие между ними будет осуществляться в формате сетевой структуры управления (схема 1).

Головной Департамент устранения узких мест и риск-менеджмента, как следует из самого его названия, вырабатывает общую стратегию развития консорциума, проводит консультации с профильными департаментами, получает от них необходимую информацию, в итеративном режиме формулирует рекомендации по развитию соответствующих направлений проекта в увязке друг с другом.

Департамент анализа данных и цифровой трансформации формирует единые базы данных, проводит ситуационный анализ, обеспечивает обмен данными и консультации в режиме реального времени, совершенствует сервисы для участников проекта, содействует оптимизации логистических цепочек.

Схема 1. Организационная структура управления проектом БРИКС «Минеральные удобрения против мирового голода: производство, торговля, использование»

Департамент логистики и инфраструктуры готовит рекомендации по перестройке логистической инфраструктуры с учетом проявившихся скрытых угрозв условиях эскалации санкционного режима в отношении российских предприятий и их руководителей. До последнего времени наличие собственных перевалочных мощностей считалось существенным конкурентным преимуществом отечественных производителей минеральных удобрений. Примерно 20% российского экспорта до последнего времени шло через Балтию, где российские производители имеют собственные портовые терминалы. В частности, Уралхим владеет Rigafertilizerterminal в Риге и Ventamonjaks в Вентспилсе. Однако в связи с принятием нескольких пакетов антироссийских рестрикций эти преимущества утратили свою актуальность и, более того, превратились в уязвимость.

Согласно только подтвержденным данным, 80 тыс. т российских удобрений блокированы в эстонском порту Мууга, 69 тыс. т – в другом эстонском порту Силламяэ (самый близкий к России порт ЕС). Ещё 55 тыс. т. заблокированы в порту Риги. Всего в портах недружественных государств, согласноимеющимся сведениям, заблокировано 300 тыс. т российских удобрений. Также заблокирован аммиакопровод «Тольятти-Одесса», принадлежащий ПАО «Тольяттиазот» (контролируется ОХК «Уралхим»). Нынешняя ситуация с аммиакопроводом не только формирует напряжение на рынке минеральных удобрений, но и превратилась в средство политического шантажа со стороны политических оппонентов.

Основной задачей департамента является перестройка логистических цепочек с исключениемобъектов инфраструктуры, находящихся или проходящих через территорию недружественных государств. В частности, одним из возможных альтернативных вариантов является морской порт Усть-Луга. Помимо всего прочего, замещение логистических цепочек должно лишить недружественные государства дополнительных доходов, источником которых является транспортировка грузов из Российской Федерации и других стран БРИКС.

Кроме этого, на основе анализа логистических цепочек департамент совместно с Департаментом конкуренции готовит предложения по возможному разделу рынков сбыта между компаниями стран БРИКС, что существенно сокращает непроизводительные расходы и транзакционные издержки, связанные с конкурентной борьбой. Еще одно направление деятельности Департамента – развитие сферы услуг по обслуживанию экспорта/импорта минеральных удобрений – фрахта, страхования. Низкий уровень развития этих видов услуг входит в диссонанс с сильными позициями производителей и участников внешней торговли из стран БРИКС на соответствующем рынке.

Департамент инвестиций, научно-технической политики и инноваций формирует концепцию инвестиционнойдеятельностиконсорциума на рынке минеральных удобрений. По имеющимся оценкам, только в России за последние семь лет отрасль минеральных удобрений выделила на развитие более 1,3 трлн. руб. Ожидается, что в последующие семь лет в развитие отрасли будет инвестировано порядка 2 трлн. руб. Также ожидается, что реализация инвестиционных программ крупнейших российских компаний позволит удвоить мощности отечественной отрасли минеральных удобрений к 2026 году. Функцией департамента является согласование инвестиционных программ членов консорциума, разработка совместных проектов, обоснование источников их финансирования, включая средства Нового банка развития. Департамент координирует научную деятельность членов консорциума, в частности, в области технологий «точного земледелия» и «умных удобрений»,разрабатывает механизмы трансформации инновационных научных разработок в практические конкретные решения с включением их в инвестиционные программы консорциума.

Департамент финансово-кредитной и таможенной политики и Департамент конкуренции, бизнес-разведки и ценовой политики разрабатывают бизнес-стратегии повышения конкурентоспособности участников консорциума, модели взаимодействия участников проекта на рынке минеральных удобрений. Стратегии и модели могут предусматривать умеренные протекционистские меры, временные ценовые преференции, экспортно-импортные квоты, льготные ставки тарифов и другие, в том числе нетривиальные, инструменты и регуляторные механизмы.

Важно, чтобы преференции одной стороне уравновешивались выгодами другой – от встречных уступок на других товарных рынках до политической поддержки в критических ситуациях.  На самом деле, такие форматы уже реализуются на практике, необходимо их упорядочить, легитимизировать и масштабировать. К примеру, по просьбе Индии Россия увеличила поставки удобрений в эту страну по умеренно сниженным ценамв 7,6 раза. Высокопоставленный индийский чиновник оценил эту ситуацию как выигрышную для обоих партнеров (awin-winsituation for Indiaand Russia): «Индия приобретала удобрения со значительным дисконтом, который в некоторые моменты достигал 70 долл. СШАза 1 твсравнениисценамимировогорынка. Россия получила крупного покупателя, который может заменить покупателей из Европы. В частности, в июне 2022 года Индия приобретала российский фосфат аммония по цене 920-925 долл. США/т, в то время как другие покупатели из Азии платили более 1000 долл. США/т».

Безусловно, в статье лишь намечены контуры решения одной из стратегических задач, стоящих перед БРИКС. Но, как гласит известный афоризм древнекитайского философа Лао-цзы, путешествие в тысячу ли начинается с первого шага. Главное – сделать этот первый и самый важный шаг, то есть принять политическое решение.